Форум для путешественников

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум для путешественников » Европа » Об Эстонии (Эстонской Республики)


Об Эстонии (Эстонской Республики)

Сообщений 1 страница 16 из 16

1

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0c/EU_location_EST.png/300px-EU_location_EST.png
Данная статья составлена по материалам сайтов http://ru.wikipedia.org, http://www.krugosvet.ru
Эстонская Республика, государство в северо-западной части Европы. Эстония омывается с севера водами Финского залива, с запада – Балтийским морем и Рижским заливом, граничит с Латвией на юге и с Россией – на востоке. Длина береговой линии 3794 км. В состав Эстонии входит 1521 остров в акватории Балтийского моря общей площадью 4,2 тыс. кв. км. Самые крупные из них – Сааремаа и Хийумаа.
Официальный язык - эстонский.
Столица - город Таллин
Население - 1 342 400 чел. (2006 г.)
Валюта - эстонская крона
Интернет-домены - .ee .eu
Телефонный код - +372

0

2

Национальные символы
Эстонский флаг
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8f/Flag_of_Estonia.svg/300px-Flag_of_Estonia.svg.png
Национальный флаг Эстонии представляет собой флаг-триколор, включающий в себя три равные горизонтальные ленты: синий (верхний), черный (середина) и белый. Стандартный размер флага составляет 105 × 165 cm. В эстонском языке в неформальной обстановке его часто называют «sinimustvalge» (буквально «сине-черно-белый»).

Герб Эстонии
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2b/Coat_of_arms_of_Estonia.svg/200px-Coat_of_arms_of_Estonia.svg.png
Герб Эстонии представляет собой золотой щит с тремя голубыми львами и обрамляющими его дубовыми ветками. Был официально принят в 1925 году Рийгикогу (государственной ассамблеей Эстонской Республики).
В 1940—1991 годах не использовался, восстановлен в 1990, официально утверждён Законом о Государственном Гербе Эстонии от 6 апреля 1993 года.

Гимн Эстонии
Mu isamaa, mu õnn ja rõõm — государственный гимн Эстонии с 1920, мелодия которого была написано финским композитором Фридрихом Пациусом, также являющуюся мелодией гимна Финляндии гимна Финляндии. Текст песни на эстонском языке написал Иоганн Вольдемар Яннсен. В Эстонии её впервые спели на певческом празднике, который прошёл 18–20 июля 1896 года в Тарту.
В советское время петь гимн было запрещено. С наступлением независимости страны гимн стал снова официальным гимном.

Отчизна, моё счастье и радость моя.
музыка Фридриха Пациуса, слова Йоханна Вольдемара Яннсена
Отчизна, счастье и радость моя,
как ты прекрасна!
Мне вовек не сыскать
на всём белом свете,
что было бы милее тебя,
отчизна моя!
Ты дала мне и жизнь,
и взрастила меня!
Вечно буду благодарен тебе
и верен до смертного часа!
Ты мне всего милей,
дорогая отчизна моя!
Да хранит тебя Бог,
дорогая отчизна моя!
Да будет он твоим заступником
и благословит тебя
во всех делах твоих,
дорогая отчизна моя!

Mu isamaa, mu õnn ja rõõm
muusika Friedrich (Fredrik) Pacius, sõnad Johann Voldemar Jannsen
Mu isamaa, mu õnn ja rõõm,
kui kaunis oled sa!
Ei leia mina iial teal
see suure, laia ilma peal,
mis mul nii armas oleks ka,
kui sa, mu isamaa!
Sa oled mind ju sünnitand
ja üles kasvatand,
sind tänan mina alati
ja jään sull' truuiks surmani,
mul kõige armsam oled sa,
mu kallis isamaa!
Su üle Jumal valvaku,
mu armas isamaa!
Ta olgu sinu kaitseja
ja võtku rohkest õnnista,
mis iial ette võtad sa,
mu kallis isamaa!

0

3

Органы власти Эстонии
Государственное собрание (Рийгикогу)
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/14/Riigikogu_saal_2005.jpg/270px-Riigikogu_saal_2005.jpg
Зал заседаний Парламента
Однопалатный парламент, называемый Рийгикогу (Государственное собрание), состоит из 101 депутата. Избирается на 4 года. Избирать парламент страны имеют право только граждане Эстонии, достигшие 18 лет. Выборы в парламент проходят по пропорциональной системе, хотя система подсчёта голосов имеет некоторые элементы мажоритарности. Например, кандидат, набравший в своём округе определённую квоту голосов (т. н. «личный мандат»), автоматически проходит в парламент, независимо от того результата, который показала его партия. Кандидатом в депутаты может быть любой гражданин Эстонии достигший 21 года. На первое заседание парламент созывается Президентом Республики. Член Рийгикогу обладает неприкосновенностью и может быть привлечён к уголовной ответственности только по представлению канцлера права и с согласия большинства от конституционного состава Рийгикогу. Интересной особенностью эстонского парламента является отсутствие требования кворума. То есть, для того, чтобы пленарное заседание Рийгикогу во время очередной сессии считалось легитимным, теоретически достаточно присутствия всего лишь двух человек: председательствующего и хотя бы одного рядового депутата. Исключением являются заседания во время внеочередных сессий, которые считаются легитимными только при условии присутствия более половины конституционного состава Рийгикогу.
Полномочия Рийгикогу
В соответствии со ст. 65 Конституции Эстонии к ведению Рийгикогу относятся:
    * принятие законов и постановлений; для вступления закона в силу он должен быть официально провозглашён Президентом Республики. Если Президент Республики отказывается провозглашать закон и в течение 14 дней с момента получения возвращает закон в Рийгикогу с мотивированным решением, Рийгикогу обязан повторно рассмотреть закон и принять новое решение. Для преодоления президентского вето и повторного принятия закона в неизменном виде достаточно простого большинства.
    * назначение референдумов
    * выборы Президента Республики; в случае, если Рийгикогу не сможет избрать Президента, право его избрания переходит к Коллегии выборщиков.
    * ратификация и денонсация международных договоров
    * предоставление кандидату в премьер-министры полномочий на формирование Правительства Республики
    * принятие государственного бюджета и отчёта о его исполнении
    * назначение на должность по представлению Президента Республики следующих должностных лиц: председатель Государственного Суда, председатель совета Банка Эстонии, государственный контролёр, канцлер права, а также командующий Силами Обороны.
    * назначение на должность судей Верховного Суда по представлению председателя Верховного Суда
    * избрание членов совета Банка Эстонии
    * решение по представлению правительства вопроса о принятии на себя государством финансовых обязательств
    * учреждение государственных наград, воинских и дипломатических званий
    * решение вопроса о выражении недоверия правительству, премьер-министру или министру, что влечёт за собой их незамедлительную отставку
    * объявление чрезвычайного или военного положения, мобилизации и демобилизации
    * решение иных государственных вопросов, не отнесённых Конституцией к ведению правительства, Президента Республики либо местных самоуправлений
Рийгикогу в довоенной Эстонии
После провозглашения независимости Эстонии в 1919 прошли выборы в учредительное собрание. В 1920 принята конституция, предусматривавшая создание парламента — государственного собрания, избираемого всенародным голосованием на трехлетний срок.
В мае 1934 введено военное положение и осенью депутаты парламента были отправлены в бессрочный отпуск. В 1935 была создана пропрезидентская партия Isamaaliit и запрещены все остальные политические партии.
В 1937 принята новая конституция.
В 1938 прошли выборы в новый двухпалатный парламент — Рийгикогу (нижняя палата — Государственная дума, верхняя палата — Госсовет).
    * Государственная дума (Riigivolikogu) состояло из 80 депутатов, избираемых на всеобщих выборах на 5-летний срок.
    * Госсовет (Riiginõukogu), 40 депутатов. 6 из них входили в парламент как должостные лица (в том числе главы православной и лютеранской церкви), 10 назначались президентом, 24 назначались местными самоуправлениями и общественными организациями.
Рийгикогу в современной Эстонии
В 1990 состоялись свободные выборы в Верховный совет Эстонской ССР, в которых принимали участие все жители Эстонской ССР. В 1991 провозглашена независимость от СССР. В 1992 прошли первые после обретения независимости выборы, избирательное право на которых было предоставлено только правопреемным гражданам Эстонской Республики (в основном этническим эстонцам), что разом вычеркнуло из политической жизни страны около 40 % её жителей.
Нынешний состав парламента избран 4 марта 2007.
Состав парламента:
    * 31 место — Партия Реформ (эст. Reformierakond; либералы, в последнее время всё более выраженным стал националистический характер партии),
    * 29 — Центристская Партия (эст. Keskerakond; самая левая из представленных в парламенте партий),
    * 19 — Партия Союз отечества и Рес Публика (эст. Isamaa ja Res Publica liit; консерваторы, националисты),
    * 10 — Социал-Демократическая Партия Эстонии (эст. Sotsiaaldemokraatlik Erakond;),
    * 6 — Партия зелёных Эстонии (эст. Erakond Eestimaa Rohelised;),
    * 6 — Народный Союз (эст. Rahvaliit; сельская партия, консерваторы),
Председатель парламента (спикер) — Эне Эргма (Партия Союз отечества и Рес Публика);
первый вице-спикер (от коалиции) — Кристина Оюланд, партия реформ;
второй вице-спикер (от оппозиции) — Юри Ратас, центристская партия.
Система голосования за вице-спикеров устроена таким образом, что один из них (первый вице-спикер) всегда представляет парламентскую коалицию, а другой (второй вице-спикер) — оппозицию.

Президент
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/48/Kadriorg2.jpg/270px-Kadriorg2.jpg
Резиденция Президента в Кадриорге
Президент имеет, в основном, представительские и формально-юридические функции. Президент также формально считается верховным главнокомандующим Сил Обороны республики.
Пост Президента Республики был упразднён в 1940 году в связи с ходатайством Эстонии о вхождении в состав СССР и принятием новой Конституции ЭССР, в которой институт президента отсутствовал как таковой. Формальным главой эстонского государства во времена советской власти являлся председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР. Главой исполнительной власти был председатель Совета Министров ЭССР.
Ныне действующая Конституция Эстонии, принятая на референдуме в 1992 году, восстановила институт Президента Республики, однако со значительно более узкими полномочиями, чем устанавливала Конституция 1938 года.
Президенты Эстонии:
    * Константин Пятс (эст. Konstantin Päts) 1938—1940
    * Леннарт Мери (эст. Lennart Georg Meri) 1992—2001
    * Арнольд Рюйтель (эст. Arnold Rüütel) 2001—2006
    * Тоомас Хендрик Ильвес (эст. Toomas Hedrik Ilves) 2006-

Премьер-министр и Правительство Республики
Правительство Республики (эст. Vabariigi Valitsus) осуществляет исполнительную власть. Главой правительства является премьер-министр, кандидатура которого предлагается Президентом Республики после соответствующих консультаций с лидерами представленных в парламенте политических сил. В случае одобрения парламентом представленной кандидатуры, состав правительства представляется Президенту Республики, который своим указом официально назначает членов правительства на должность. Стоит отметить, что этот этап является формальностью, поскольку Президент не имеет конституционного права отказаться от назначения правительства (за исключением случаев, когда представленные кандидатуры очевидно не соответствуют требованиям законодательства; напр. вследствие отсутствия эстонского гражданства, недееспособности и т. п.). Официальное вступление членов правительства в должность происходит путём принесения присяги перед парламентом.
В случае отклонения представленной Президентом кандидатуры парламентом Президент имеет право выдвинуть новую кандидатуру. В случае повторного отклонения представленной Президентом кандидатуры либо отказа Президента от повторного внесения кандидатуры право выдвижения кандидата в премьер-министры переходит к парламенту. В случае, если по истечении 14 дней с момента перехода права выдвижения кандидата в премьер-министры к парламенту состав правительства всё еще не будет представлен Президенту, то Президент своим указом объявляет внеочередные выборы в парламент.
Изменения в составе действующего правительства (увольнение и назначение отдельных министров) оформляются указами Президента по представлению премьер-министра.
В своей деятельности правительство подотчётно парламенту. Депутаты парламента имеют право делать запросы министрам, на которые министры обязаны ответить в установленный срок. Парламент (Рийгикогу) может выразить вотум недоверия как правительству в целом, так и конкретным министрам в отдельности, что влечёт за собой их незамедлительную отставку. В случае выражения недоверия правительству в целом правительство может подать ходатайство Президенту об объявлении досрочных выборов.
Ушедшее или отправленное в отставку правительство исполняет текущие обязанности до момента вступления в должность нового правительства.
Победившая весной 2007 года на выборах в Рийгикогу Партия реформ практически сразу же отказалась от идеи формирования правительства с Центристской партией и Народным союзом. Новое правительство сформировали Партия реформ, Союз отечества и Рес Публика и Социал-Демократическая Партия Эстонии. Первоначально приглашённая к участию в коалиционных переговорах Партия зелёных Эстонии в дальнейшем вынуждена была отказаться от них, поскольку единственным предлагавшимся ей постом в правительстве был пост министра «без портфеля» (то есть, не руководящего никаким министерством, не имеющего права издавать министерские постановления и имеющего крайне размытые границы ответственности). Правительство официально вступило в должность 5 апреля 2007 года, принеся присягу перед Рийгикогу
Премьер-министр возглавляет Правительство республики, руководит его деятельностью и представляет его как внутри страны, так и в международных отношениях. Премьер-министр не вправе одновременно занимать должность какого-либо министра, а также любую иную государственную или муниципальную должность, входить в совет или правление коммерческого предприятия, заниматься предпринимательской либо иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной и преподавательской работы. В соответствии с законом «О Правительстве республики», премьер-министр:
    * ведёт заседания правительства
    * подписывает нормативные акты правительства
    * имеет право требовать у любого министра разъяснений по вопросам его деятельности
    * издаёт распоряжения в случаях, определённых законом
    * делает Президенту республики представления об изменении состава правительства
    * представляет правительство республики в суде либо делегирует полномочия по судебному представительству иным лицам
    * представляет Эстонию в высшем совете Европейского союза и на встречах глав государств и правительств стран-членов союза, а также руководит формированием официальной позиции республики для этих встреч
    * исполняет иные задачи, возложенные на него Конституцией или законом
Состав действующего Правительства Эстонии
    * премьер-министр — Андрус Ансип (Andrus Ansip), глава Партии Реформ, в правительстве Юхана Партса занимал пост министра экономики, до этого долгое время был мэром города Тарту.
    * министр образования и науки — Тынис Лукас (Tõnis Lukas), член Союза Отечества и Рес Публики, сторонник ускоренного перевода русских школ на эстонский язык обучения.
    * министр юстиции — Рейн Ланг (Rein Lang), член Партии Реформ, предлагал упразднить анонимное комментирование в интернете и отслеживать всех интернет-комментаторов по IP-адресам («Дельфийский законопроект»).
    * министр обороны — Яак Аавиксоо (Jaak Aaviksoo), член Союза Отечества и Рес Публики, бывший ректор Тартуского университета, один из инициаторов закона «О защите воинских захоронений» (см. Бронзовый солдат); в соответствии с этим законом именно он, как министр обороны, издал распоряжение о сносе монумента Воину-Освободителю, стоявшего в центре Таллина на холме Тынисмяги, и переносе его бронзовой части на военное кладбище на окраине города в качестве надгробия.
    * министр окружающей среды — Яанус Тамкиви (Jaanus Tamkivi), член партии реформ.
    * министр культуры — Лайне Янес (Laine Jänes), бывший мэр города Тарту, соратница Ансипа по партии реформ, родилась в Москве, по национальности наполовину русская (по матери), свободно владеет русским языком.
    * министр экономики и коммуникаций — Юхан Партс (Juhan Parts), бывший премьер-министр, один из руководителей Союза Отечества и Рес Публики.
    * министр сельского хозяйства — Хелир-Валдор Сеэдер (Helir-Valdor Seeder), член Союза Отечества и Рес Публики.
    * министр финансов — Ивари Падар (Ivari Padar), руководитель социал-демократической партии.
    * министр внутренних дел — Юри Пихл (Jüri Pihl), член социал-демократической партии, после событий «бронзовой ночи» подготовил пакет поправок в эстонское законодательство, сильно расширяющих права полиции и спецподразделений на случай подавления выступлений и демонстраций.
    * министр социальных дел — Марет Марипуу (Maret Maripuu), член партии реформ, инициатор проекта нового закона о трудовом договоре, сильно ухудшающего положение работников, сокращающего до минимума пособия по увольнению, а также упрощающего саму процедуру увольнения и внесения изменений в трудовой договор работодателем, и в целом сильно расширяющего права работодателя.
    * министр иностранных дел — Урмас Паэт (Urmas Paet), член партии реформ, регулярно выступает с недружественными и оскорбительными заявлениями в адрес Российской Федерации, её Президента и Премьер-министра.
    * министр народонаселения («без портфеля») — Урве Пало (Urve Palo), член социал-демократической партии, инициатор идеи о возможности сдачи экзамена по конституции на русском языке, которая была крайне негативно воспринята националистически настроенными участниками коалиции; также безуспешно пыталась решить лингвистическую проблему о том, каким словом называть русских, проживающих в Эстонии.
    * министр по делам регионов — Сийм-Вальмар Кийслер (Siim-Valmar Kiisler) (до 22 января 2008 — Валло Реймаа (Vallo Reimaa)); представляет Союз Отечества и Рес Публики, руководит отделами министерства внутренних дел, ведающих вопросами регионального и муниципального развития, а также вопросами церквей и приходов; при этом обслуживание этих отделов обеспечивается министром внутренних дел. Таким образом, в Эстонии существует уникальное министерство, в котором есть сразу два министра.

Государственный суд
Государственный суд Эстонии находится в городе Тарту. Судей Государственного суда назначает Рийгикогу по представлению председателя Государственного суда. Председатель Государственного суда назначается на должность Рийгикогу по представлению Президента Республики. Государственный суд одновременно выполняет функции как верховного, так и конституционного суда, поскольку последний отсутствует в Эстонии как самостоятельный орган.

Канцлер юстиции
Канцлер юстиции является независимым должностным лицом, на которого возложена функция надзора за конституционностью нормативных актов, издаваемых органами законодательной и исполнительной власти, а также местных самоуправлений. Если канцлер юстиции находит, что какой-либо из этих актов противоречит Конституции или закону, он делает издавшему акт органу предписание привести в течение 20 дней свой акт в соответствие с Конституцией или законом соответственно. Если по прошествии 20 дней предписание канцлера юстиции не будет исполнено, то канцлер подаёт в Государственный суд ходатайство о признании несоответстующего акта недействительным. Канцлер юстиции имеет право принимать участие в заседаниях правительства и парламента с правом слова. Также канцлер юстиции выполняет функции омбудсмена.
Раз в год канцлер юстиции представляет Рийгикогу отчёт о своей деятельности. Депутаты Рийгикогу имет право направлять канцлеру юстиции запросы, на которые он обязан отвечать в установленном порядке.
Канцлер юстиции назначается на должность Рийгикогу по представлению Президента Республики на семилетний срок и может быть смещён с должности только по решению суда.
Привлечение к уголовной ответственности члена Рийгикогу, члена Правительства Республики, Президента Республики, государственного контролёра, председателя или члена Государственного суда возможно исключительно по представлению канцлера юстиции (которое должно быть утверждено большинством конституционного состава Рийгикогу). Сам канцлер юстиции может быть привлечён к уголовной ответственности исключительно по представлению Президента Республики и с согласия Рийгикогу.

Государственный контроль
Государственный контроль является независимым государственным органом, осуществляющим экономический контроль. Главой государственного контроля является государственный контролёр, назначаемый на должность Рийгикогу по представлению Президента Республики сроком на пять лет.

0

4

Административное деление
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/06/Eesti_maakonnad_2006.svg/300px-Eesti_maakonnad_2006.svg.png
Уезды Эстонии
15 уездов (маакондов), возглавляющихся старейшинами (эст. maavanem) и подразделяющихся на 241 местное самоуправление, из которых 39 городских и 202 волостных.
    * Ида-Вирумаа — г. Йыхви
    * Йыгевамаа — г. Йыгева
    * Ляэнемаа — г. Хаапсалу
    * Ляэне-Вирумаа — г. Раквере
    * Пылвамаа — г. Пылва
    * Пярнумаа — г. Пярну
    * Рапламаа — г. Рапла
    * Сааремаа — г. Курессааре
    * Тартумаа — г. Тарту
    * Харьюмаа — г. Таллин
    * Хийумаа — г. Кярдла
    * Ярвамаа — г. Пайде
    * Вырумаа — г. Выру
    * Вильяндимаа — г. Вильянди
    * Валгамаа — г. Валга

0

5

Экономика
Преимущества: повышенная производительность труда и стабильный денежный курс путем привязки к евро. Упрощенная налоговая система. Продуманное использование природных ресурсов, таких как дерево и горючий сланец. Улучшенная транспортная сеть. Рост экспорта.
Слабые стороны: скудная сырьевая база. Зависимость от энергопоставок и кредитов ЕС.[источник?]

Довоенный уровень
Согласно статистическому сборнику, совместно опубликованному департаментами статистики трёх прибалтийских государств в 2001, к 1937 году Эстония находилась на 19 месте (Латвия — на 11-м, Литва — на 14-м) в Европе по уровню среднедушевых доходов населения и по этому показателю входила в одну группу с остальными прибалтийскими странами (Литвой, Латвией) и Финляндией.

Послевоенный уровень
Одной из важных сфер экономической деятельности до войны являлось сельское хозяйство, при этом сельхозпродукция составляла и существенную долю экспорта. Разрушения и депопуляция, вызванные Второй мировой войной, и экстенсивная разработка природных ресурсов нанесли серьёзный ущерб экологии и экономике Эстонии. Для нужд обеспечения Ленинградской области в Эстонии развивалась материалоёмкая и трудоёмкая энергетическая промышленность. По словам бывшего сотрудника КГБ Эстонской ССР Уно Лахта доклад ЦРУ «Положение дел в Эстонской ССР» («The Case Study of Estonian SSR») ставил знак равенства между экономикой и развитием Эстонской ССР и Дании.

Период независимости
После обретения независимости экономика Эстонии была перестроена в соответствии с рыночными принципами и переориентирована на Запад.
Одним из факторов, обусловивших успешный старт эстонской экономики в тяжёлой ситуации 1991—93, явился отказ Эстонии, как и прочих стран Прибалтики, признать государственный долг Советского Союза, благодаря чему Эстония получила низкопроцентные займы и иностранную экономическую помощь на сумму в 285 миллионов долларов США. Свою положительную роль также сыграло введение 20 июня 1992 года собственной национальной валюты — кроны вместо сильно обесценившегося к тому времени советского рубля. В дополнение к этому Эстония получила более 100 миллионов долларов из средств довоенной республики, замороженных в иностранных банках в 1940 году в связи с аннексией страны Советским Союзом .
По показателю HDI ООН причисляла страну в группу «развивающихся» вплоть до 2000 года, пока происходил возврат экономики к рынку.
В 1999 Эстония вступила во Всемирную Торговую Организацию. Эстонская крона привязана к евро. Главные торговые партнеры — Финляндия, Швеция, Германия и Россия. Наиболее серьёзной проблемой остаётся отрицательный торговый баланс. В 2004 г. Эстония вошла в Европейский союз.
ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности): 21,094 долл.(2007).
Рост ВВП в 2006 г. составил 11,4 %. В целом за период 2000—2005 гг. ВВП вырос на 60 %. Уровень безработицы снизился с 12 % в 2001 до 4,1 % в 2007.
Среднемесячная зарплата в 2008 г. составляет 12 237 крон (782 евро).
Курс эстонской кроны к евро — 15,6466

Крупные предприятия
    * AO Tallink Grupp (эст. AS Tallink Grupp) — крупнейшее на территории бывшего СССР предприятие гражданского морского судоходства (906 тыс. пассажиров в июле 2008 года).
    * АО SEB Pank (эст. SEB Pank AS) — эстонский филиал международной финансовой группы Skandinaviska Enskilda Banken.
    * АО Hansapank (эст. AS Hansapank) — эстонский филиал шведского банка Swedbank.
    * Таллинский Порт (эст. AS Tallinna Sadam) — третий по величине портовый комплекс на восточном побережье Балтийского моря (41,3 млн тонн груза, 6,76 млн пассажиров, 2006).
    * Elcoteq Tallinn AS — два завода (свыше 3000 работников), которые входят в международный концерн Elcoteq SE, занимающийся сборкой телекоммуникационного оборудования по заказам таких разработчиков, как Nokia, Ericsson и т. д.
    * АО Ээсти Пылевкиви (эст. AS Eesti Põlevkivi)— предприятие по добыче горючего сланца на северо-востоке Эстонии, объём добычи составил в 2006 году около 14 млн тонн.
    * АО Нарвские электростанции (эст. AS Narva Elektrijaamad) — свыше 10 млрд кВт·ч в 2006 году, экспорт в Латвию — 1,5 млрд кВт·ч.
    * BLRT Grupp — машиностроительный концерн, владеющий судоремонтными и металлообрабатывающими заводами в Эстонии, Литве, Латвии, на Украине, в России и Финляндии (оборот в первом полугодии 2008 года — 2,9 млрд крон, 74 % продукции идёт на экспорт — суда, передвижные электростанции, понтоны и т. д.)

0

6

Рельеф местности.
Эстония расположена в пределах Восточно-Европейской равнины. Высота поверхности постепенно повышается от побережий Рижского и Финского заливов в восточном и юго-восточном направлениях. Средние высоты поверхности 50 м над у.м. Западные районы и острова имеют средние высоты менее 20 м над у.м. В послеледниковое время происходит стабильное поднятие поверхности со скоростью ок. 1,5 м за 100 лет, мелеет прибрежная зона, некоторые острова соединились между собой либо с материком.
На западе Эстонии распространены морские, абразионные, моренные и заболоченные равнины. В формировании рельефа Эстонии особо важную роль сыграла деятельность плейстоценовых ледников. В центральных и южных районах наряду с моренными равнинами прослеживаются конечно-моренные валы, цепи озов и друмлинных гряд. На юго-востоке на выходах девонских песчаников преобладает холмисто-моренный рельеф с возвышенностью Хаанья, где находится самая высокая точка страны – гора Суур-Мунамяги (318 м над у.м.). К югу от нее прослеживается зандровая равнина, сформировавшаяся в результате деятельности талых ледниковых вод. На севере на поверхность выходят известняковые коренные породы ордовика и силура, обнажающиеся в крутых уступах (глинтах) вдоль всего побережья Финского залива.

0

7

Климат и почвы
Климат Эстонии – переходный от морского к континентальному. Зима – относительно мягкая, лето – умеренно теплое. Средняя температура июля ок. 16° С на побережье и ок. 17° C во внутренних районах страны; средняя температура февраля варьирует от –4° C на о.Сааремаа до –8° C в Нарве, на северо-востоке. Годовое количество осадков изменяется от 510 мм на западных островах до 740 мм в наиболее возвышенных районах юго-востока.
Почвы. Благодаря разнообразию материнских пород, гидрологического режима и условий рельефа в Эстонии сформировался пестрый почвенный покров. Так, на юге преобладают дерново-подзолистые и дерново-глеевые почвы, в северной половине – типичные дерново-карбонатные, выщелоченные дерново-карбонатные и оподзоленные дерново-карбонатные почвы, чередующиеся с участками подзолистых, подзолисто-болотных и болотных почв. На крайнем севере и северо-востоке встречаются ареалы подзолистых каменистых почв. В целом заболоченные почвы занимают более половины площади Эстонии, а настоящие болота – ок. 22%.

0

8

Водные ресурсы
Эстония располагает густой речной сетью. Реки северной и западной Эстонии (Нарва, Пирита, Казари, Пярну и др.) впадают непосредственно в заливы Балтийского моря, а реки восточной Эстонии имеют сток во внутренние водоемы: в озеро Выртсъярв на юге (р.Пыльтсамаа) и Чудское (р.Эмайыги) и Псковское на востоке. Самая длинная река – Пярну имеет протяженность 144 км и впадает в Рижский залив Балтийского моря. Наиболее многоводные реки – Нарва, через которую сток Чудского озера направляется в Финский залив, и Эмайыги. Судоходна только р.Эмайыги, причем ниже города Тарту. Во время весенних паводков уровень воды в реках значительно повышается (до 5 м).
В Эстонии насчитывается более 1150 озер и свыше 250 искусственных прудов. Озера имеют в основном ледниковое происхождение и занимают ок. 4,8% территории. Крупнейшее озеро страны Чудское (или Пейпси) расположено на востоке и образует природную и историческую границу с Россией. Площадь Чудского озера 3555 кв. км, из них 1616 кв. км принадлежат Эстонии. Самый крупный внутренний водоем Эстонии – оз. Выртсъярв – имеет площадь 266 кв. км.

0

9

Растительный мир.
Эстония расположена в зоне смешанных хвойно-широколиственных лесов. Сохранилось мало коренных лесов. Наиболее плодородные дерново-карбонатные почвы, на которых некогда росли широколиственные леса, в настоящее время заняты пашнями. В целом под лесами находится ок. 48% площади страны. Наиболее характерные лесообразующие породы – сосна обыкновенная, ель обыкновенная, березы бородавчатая и пушистая, осина, а также дуб, клен, ясень, вяз, липа. В составе подлеска растут рябина обыкновенная, черемуха, ива. Реже, в основном на западе, в подлеске встречаются тис ягодный, дикая яблоня, рябина скандинавская и ария, терн, боярышник.
Леса имеют наибольшее распространение на востоке страны – в центральной и южной Эстонии, где они представлены ельниками и смешанными елово-широколиственными лесами. На песчаных почвах на юго-востоке страны растут сосновые леса. На западе Эстонии большие площади занимают своеобразные ландшафты – сочетание суходольных лугов с участками редкостойных лесов. На северо-западе и севере страны широко распространена луговая растительность. Низменная, периодически затапливаемая прибрежная полоса занята приморскими лугами. Здесь распространена специфическая флора, переносящая почвенное засоление.
Территория Эстонии сильно заболочена. Болота (в основном низинные) распространены в долинах рек Пярну, Эмайыги, Пыльтсамаа, Педья, по берегам Чудского и Псковского озер. Верховые болота приурочены к главному водоразделу Эстонии. К северу от Чудского озера широкое распространение имеют заболоченные леса.
Флора Эстонии насчитывает 1560 видов цветковых, голосеменных и папоротникообразных растений. Из них примерно три четверти видов сосредоточены в западных прибрежных районах и на островах. Большим видовым разнообразием отличается флора мхов (507 видов), лишайников (786 видов), грибов (ок. 2500 видов), водорослей (более 1700 видов).

0

10

Животный мир.
Видовое разнообразие дикой фауны невелико – ок. 60 видов млекопитающих. Наиболее многочисленны лоси (ок. 7000 особей), косули (43 000), зайцы, кабаны (11 000). В 1950–1960-х годах интродуцированы марал, благородный олень, енотовидная собака. В наиболее крупных лесных массивах во многих районах Эстонии водятся бурый медведь (ок. 800 особей) и рысь (ок. 1000 особей). В лесах водятся также лисицы, лесная куница, барсук, белки. Распространены лесной хорек, горностай, ласка, по берегам водоемов – европейская норка и выдра. Весьма обычны еж, бурозубка, крот.
Прибрежные воды изобилуют такими промысловыми животными, как кольчатая нерпа (в Рижском заливе и у Западно-Эстонского архипелага) и длинномордый тюлень (в Финском заливе).
Наиболее разнообразна орнитофауна. Она насчитывает 331 вид, причем 207 видов гнездятся постоянно в Эстонии (ок. 60 обитают круглый год). Наиболее многочисленны глухарь и рябчики (в хвойных лесах), вальдшнеп (на болотах), тетерев (на лесных полянах), лысуха, выпь, пастушок, камышевки, кряква и другие утки (на озерах и морском побережье), а также неясыть, дятлы, жаворонки, пустельга. Под охраной находятся такие редкие виды птиц, как орлан-белохвост, беркут, змееяд, большой и малый подорлик, скопа, белый и черный аист, серый журавль. На островах западного архипелага гнездятся обыкновенная гага, хохлатая чернеть, широконоска, большой крохаль, турпан, серый гусь, чайки. Особенно многочисленны птицы во время весеннего и осеннего массового пролета к местам летних гнездовий или на зимовку в тропические страны.
Встречаются 3 вида ящериц и 2 вида змей, в том числе обыкновенная гадюка.
В пресных водоемах и прибрежных водах обитают более 70 видов рыб (карповые, лососевые, снеток, ряпушка, чудской сиг, лещ, плотва, окунь, судак щука, налим, форель, карась, линь, сазан, салака, килька, треска, камбала, морской сиг, угорь и др.). Многие из них имеют промысловое значение.
В некоторых районах Эстонии сложилась неблагоприятная экологическая обстановка. На северо-востоке страны, где действуют ТЭС, работающие на горючих сланцах, воздушный бассейн загрязнен диоксидом серы. Небольшие водоемы, расположенные в сельскохозяйственных районах, загрязнены продуктами жизнедеятельности животных. Прибрежные воды также во многих местах загрязнены.
В целом для Эстонии характерно бережное отношение к природе. С целью ее изучения, сохранения генофонда и охраны ландшафтов созданы несколько национальных парков и государственных заповедников и заказников. Всего под охраной находится примерно 10% территории Эстонии. В 1995 парламент принял закон об устойчивом развитии страны, а в 1996 правительство утвердило стратегию по охране окружающей среды.

0

11

Религия.
В Советской Эстонии власти активно вмешивались в церковные дела, деятельность религиозных организаций была крайне ограничена, хотя в некоторых храмах, в том числе православных, совершались богослужения. Действовал основанный в 1898 Пюхтицкий Успенский женский монастырь. С 1946 по 1982 была строго запрещена публикация и ввоз религиозной литературы. В настоящее время никаких ограничений на религиозную деятельность не существует. Среди верующих преобладают лютеране (80–85%), встречаются также православные (в т.ч. эстонцы), баптисты, методисты, адвентисты седьмого дня, католики, пятидесятники. В 1993 был принят специальный закон о деятельности церквей и приходов. В настоящее время на территории Эстонии зарегистрировано 8 церквей, 8 приходных союзов и 66 частных приходов. В 1993 была восстановлена деятельность Эстонской православной церкви, которая с 1996 подчиняется Константинопольскому патриархату. Действует и Русская православная церковь, подчиняющаяся московскому патриархату. Взаимоотношения двух православных церквей являются одной из причин, затрудняющих эстонско-российский политический диалог.

0

12

Города.
В 2000 в Эстонии три города имели численность населения свыше 50 тыс. человек: Таллин (400,4 тыс.), Тарту (101,2), Нарва (68,7). Таллин – политический, экономический и культурный центр страны. Тарту – университетский центр, в котором учится почти половина студентов Эстонии. Нарва и Кохтла-Ярве – промышленные города на северо-востоке, специализирующиеся на добыче и переработке сланцев. На юго-западе, на побережье Рижского залива, находится Пярну – портовый и популярный курортный город. В 1934 в городах проживали только 30% населения Эстонии, к 1953 в связи с ускоренными темпами индустриализации в СССР в них было сосредоточено 53% населения. В настоящее время в эстонских городах проживает 67,1% населения страны (данные 2000).

0

13

Население
Численность населения — 1,342,409 (2007). Этнический состав:
    * эстонцы 68,6 %,
    * русские 25,6 %,
    * украинцы 2,1 %,
    * белорусы 1,2 %,
    * финны 0,8 %,
    * прочие — 1,7 % (2007).
К 1991 плотность населения была лишь ненамного выше, чем до войны, при этом падение численности коренного населения было компенсировано за счёт иммиграции из других советских республик.
Национальные меньшинства (русские и другие) живут большей частью в Таллине (около 40 % населения) и в промышленном районе на северо-востоке, в уезде Ида-Вирумаа (в городе Нарва около 97 % населения).
Государственным языком является эстонский. Широко распространён также русский язык.
Эстония занимает первое место в Европе по уровню инфицированности взрослого населения вирусом иммунодефицита человека — 1.3 % в 2007 году.

0

14

Положение русскоязычного населения
Русские и русскоязычные: оценки численности
Постоянное русское население Эстонии составляет около 25 %. Лица, для которых русский язык является родным, составляют около 30 %. Значительная их часть являтся гражданами России (около 100 тыс.) или негражданами (на 17 июня 2008 года число неграждан в Эстонии составило 113 733 человека — чуть больше 8 % населения.). Лица без гражданства фактически являются гражданами ЕС, для них установлен безвизовый режим в большинстве стран ЕС и России (в отличии от граждан Эстонии, которым требуется въездная виза для поездок в Российскую Федерацию), но они не имеют права голоса на выборах в парламент, а также референдумах. В основном это люди, переселившиеся в Эстонию в период советской власти и их потомки. В Причудском регионе (города Калласте и Муствеэ, волость Пейпсияаре) проживают также русские старообрядцы, переселившиеся на территорию Эстонии ещё в 18 — 19 веках. Количество получающих эстонское гражданство в порядке натурализации, колебавшееся с 1999 года в пределах от 3 до 5 тысяч в год, возросшее в 2004 и 2005 годах (7072 человека в 2005 году), в 2008 году резко пошло на убыль и составило 2124 человека.

Социальные проблемы русскоязычного населения
Безработица среди русскоязычного населения выше чем среди эстонцев. Одной из причин является то, что многие русские работали на крупных предприятиях союзного значения, которые безработица затронула в первую очередь. Причина и в том, что в 2005 году около 59 процентов «русскоязычных» заявили, что они неспособны общаться на эстонском языке на среднем или хорошем уровне.

Интеграция или ассимиляция
Правительство применило несколько государственных программ для интеграции неэстонцев в общество Эстонии и для улучшения их социально-экономического положения. В марте 1998 года было создано Целевое учреждение по интеграции неэстонцев. Существует система русскоязычного общего образования (детские сады, основные и средние школы). Принят закон о культурной автономии национальных меньшинств[16], на практике применимый лишь к 47,43 % русскоязычной общины, поскольку под его действие подпадают только граждане Эстонской республики.
Часть русской общины выступает против программы интеграции, видя в ней план ассимиляции русскоязычного населения. Некоторые политические партии и общественные организации русскоязычных недовольны тем, что гражданство Эстонии получили автоматически только те люди (любой национальности), родители которых были гражданами Эстонии до 1940 года. Они требуют, чтобы все граждане бывшей Эстонской ССР получили гражданство Эстонской республики без ходатайства о его предоставлении. Для ходатайства о гражданстве Эстонии необходимо знать эстонский язык «на уровне, необходимом для повседневной жизни» (уровень знания языка устанавливается сдачей экзамена в Государственном экзаменационном и квалификационном центре), сдать экзамен на знание Конституции и Закона о гражданстве, доказать наличие легального постоянного дохода в течение последних 6 месяцев в сумме около 1000 эстонских крон в месяц на каждого члена семьи, включая иждивенцев, доказать лояльность Эстонскому государству, а также принести клятву на верность ему. Процедура ожидания решения о предоставлении гражданства после выполнения всех этих требований занимает чуть больше года.
Несмотря на предоставленные возможности многие не пытаются приобрести гражданство. Например, родители около трёх тысяч детей младше 15 лет, которые имеют право подать ходатайство о получении для своих детей эстонского гражданства в упрощённом порядке, пока не воспользовались этой возможностью. Больше всего таких потенциальных граждан в Таллине и Ида-Вирумаа.

Международная общественность
Международные организации (в том числе по защите прав человека) дали ситуации различные оценки. Серьёзные нарушения человеческих прав в Эстонии обнаружены не были, но правительству были даны советы, как более эффективно организовать языковое обучение и интеграцию национальных меньшинств. На основе советов международных организций правительство Эстонии ввело поправки в законодательство, в том числе касающиеся гражданства.
По словам политолога Алексея Макаркина:
Безработица на северо-востоке Эстонии, где компактно проживают русские (среди населения приграничной Нарвы 97 % составляют неэстонцы), в два раза выше, чем в среднем по стране. Ещё одна цифра: в Таллине в 2003 году среди эстонцев в возрасте до 29 лет лиц с высшим образованием было более чем в два раза больше, чем среди русских (в 1990 году их было примерно поровну). Напомним, что многие русские жители страны работали на крупных предприятиях союзного значения, которые безработица затронула в первую очередь. Соответственно, резко выросла бедность (в среднем зарплата русских составляет около 70 % от зарплаты эстонцев), люди стали терять перспективу. Именно эта молодежь и вышла на улицы Таллина и некоторых других городов с тем, чтобы плюнуть в устроенный быт страны, в которой они оказались лишними людьми, социальными аутсайдерами.
20 сентября 2007 председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Рене ван дер Линден заявил после посещения Эстонии, что страна слишком медлит с принятием в свое гражданство проживающего в стране русскоязычного меньшинства. Так же 28 сентября 2007 года ООН распространило заявление о своём предложении Эстонии сделать русский язык вторым государственным и учитывать интересы русскоязычных граждан
Несмотря на то, что русский язык не признан официальным, он широко используется различными правительственными учреждениями Эстонии.
1 сентября 2007 года, впервые с восстановления Эстонией независимости в 1991 году, телеобращение главы государства к стране вещалось с субтитрами на русском языке.

0

15

Культура
Эстония находится на стыке разных культур. Родственной культурой являются латыши, финны, литовцы, русские северо-запада России, белорусы, шведы и немцы. Большое значение имеет финноугорское наследие в ментальности и культурных традициях эстонцев. С территорией Эстонии связана также культура балтийских немцев, прибрежных шведов и русских старообрядцев.
К концу древнего времени (XIII в) на основе племен эстов и их наречии сложился эстонский народ и язык. Эстонцы были оседлыми земледельцами и называли себя maarahvas (народ земли; сельский, деревенский народ). Самыми типичными элементами эстонской народной культуры можно назвать жилую ригу, чёрный хлеб, свадебные и рождественские традиции, осеннее поминовение усопших и древнейшую так называемую руническую песню (regilaul).
После захвата Эстонии крестоносцами во второй четверти XIII века Эстония вошла в сферу непосредственного влияния западноевропейской культуры. В 1523 году до Эстонии дошло движение Реформации. Лютеранство, придававшее большое значение письменности и грамотности, заложило основу эстонской словесности и крестьянской школе.
Восстановленный в 1802 году университет в Тарту стал не только проводником западной культуры, но и колыбелью эстонского национального пробуждения. Газеты на эстонском языке помогали расширять кругозор и улучшали грамотность народа. После отмены крепостного права вместе с общей экономической жизнью и письменным языком зарождалась национальная культура (литература, музыкальное творчество, искусство). В 1869 году в Тарту состоялся первый певческий праздник; традиция певческих праздников до сегодняшнего дня является важной частью эстонской культуры и национального идентитета.
На рубеже XIX-XX веков на эстонскую культуру сильное влияние оказали индустриализация, модернизация и быстрое развитие городов. В первое десятилетие XX века балтийско-немецкая культура в Эстонии отодвинулась уже на задний план. В эстонской архитектуре, литературе и музыке наряду с приверженностью мировым течениям возникают признаки национального стиля. Вышли зрелые в художественном плане произведения.

0

16

Праздники
Дата   Русское название      Местное название
1 января   Новый год                uus aasta
24 февраля День независимости (1918) iseseisvuspäev
  Страстная пятница                 suur reede
  Первый день Пасхи ülestõusmispühade 1. püha
1 мая   Праздник Весны      kevadpüha
  Пятидесятница                 nelipühade 1. püha
23 июня      Праздник Победы    võidupüha
24 июня   Иванов день            jaanipäev
20 августа  День вос.независимости(1991)taasiseseisvumispäev
24 декабря Рождественская суббота jõululaupäev
25, 26 дек. Рождество Христово 1. ja 2. jõulupüha

0


Вы здесь » Форум для путешественников » Европа » Об Эстонии (Эстонской Республики)